3 ноября 2015 года в рамках общероссийской акции «Ночь искусств» в Экспериментальном театре состоялся мастер-класс по искусству пантомимы с заслуженным артистом Чувашской Республики, доцентом кафедры актерского мастерства и режиссуры Чувашского государственного института культуры и искусств Проворовым Валерием Николаевичем, посвященный памяти Елены Викторовны Марковой.
Елена Викторовна Маркова — российский театровед и педагог, автор книг и учебных пособий, профессор кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Единственный обладатель в России медали имени Марселя Марсо.
Система «языка безмолвия», породившая современную пантомиму, в сущности, рассчитана на подготовку не только мимов, но и всех актеров. В ней артист может легко проявить творческую самостоятельность, a значит, свою индивидуальность, ведь пластика — сугубо его, исполнителя, стихия, не ограниченная авторским текстом, партитурой композитора или сценографией художника.
Пантомиму, в своих спектаклях, широко начали использовать выдающиеся режиссеры двадцатого века. Елена Викторовна Маркова была уверена, что этот жанр является основой актерского мастерства. Она говорила, что mime pur — это «подражание в чистом виде». А девизом этого направления пантомимы стала фраза: «Голый человек на голой сцене».
В Чувашии ярким представителем этого необычного театрального жанра является труппа Чувашского государственного экспериментального театра драмы, больше знакомого широкой публике как мим-театр «Дождь». Начав с небольшой студии пантомимы, под руководством Проворова Валерия Николаевича, она выросла до профессионального театра. Экспериментальный театр любим и посещаем публикой и это во многом заслуга не только его труппы, но и жанра в котором работает коллектив.
На несколько часов этого незабываемого вечера сцена Экспериментального театра стала учебной площадкой для нескольких десятков юных любителей пантомимы. Валерий Проворов, с легкостью метра, продемонстрировал, затаившим дыхание детям, несколько маленьких этюдов, основанных на движениях из классической пантомимы: шаг на месте, спуск по лестнице, стенка, мертвая точка
«Представьте себе, — говорил он: что мы уберём у актёра всю декорацию, костюм, световое и музыкальное оформления, голос… что тогда останется{{ }} Чем будет и должен работать актёр{{ }} Тело! Вот главное, что есть, было и будет у актёра всегда. Его движения, мимика, эмоции».
И правда, талантливый актёр может увлечь зрителя и без вспомогательных красок, но только при условии, что ему есть что сказать и это то, что должно быть понятно каждому.
Потом мастер дал волю фантазии юных участников мастер-класса. Дети с ходу придумывали этюды без единого слова и показывали их зрителям.
На этом вечере Валерий Проворов раскрыл участникам акции тайны актерского и пантомимического мастерства. И ещё, выражение «голый человек на голой сцене» — это не его нагота, а умение из ничего создать целую историю.