Экспериментальный Театр Драмы
Экспериментальный театр драмы

Ни один театр не остался без награды // Советская Чувашия

1 апреля 2025

Благодарим за материал культурного обозревателя газеты «Советская Чувашия» Марию Митину.
Читать статью

Названы лауреаты XXV Республиканского конкурса «Узорчатый занавес».

27 марта, когда в каждой точке планеты ежегодно отмечают Всемирный день театра, в Чебоксарах по традиции подвели итоги XXV Республиканского конкурса театрального искусства «Чĕнтĕрлĕ чаршав» (Узорчатый занавес). Церемония награждения лауреатов прошла в Русском драматическом театре при участии ведущих деятелей культуры региона.

На этот раз для оценки конкурсных работ были приглашены театроведы и критики Сергей Ильченко (Санкт-Петербург), Лариса Каневская (Москва), Дина Давлетшина (Уфа), а также музыковед Любовь Бушуева, журналист Ольга Тургай и заместитель председателя Союза театральных деятелей Чувашии Зоя Яковлева. Как обычно, просмотр каждой постановки сопровождался ее обсуждением с подробным анализом всех составляющих сценического действа.

«Лучшим спектаклем года» признана работа режиссера из Элисты Сергея Бурлаченко «Мцыри», выпущенная к 210-летию со дня рождения Михаила Лермонтова в Чувашском театре юного зрителя имени Михаила Сеспеля. Отдельно члены жюри отметили Николая Миронова в образе Мцыри, ставшего победителем в номинации «Лучшая мужская роль». Существовать в поэзии гораздо сложнее, нежели в прозе, однако это ничуть не отразилось на самоощущении актера на сцене, который продемонстрировал редкую органику и свободное владение своим телом, гармонично вписываясь в графику декораций и вживаясь не только в образ, но и в само сценическое пространство.

В номинации «Лучшая женская роль» победу одержала Екатерина Апполонова, сыгравшая Соню в пьесе «Дядя Ваня», поставленной в Русском драматическом театре режиссером из Санкт-Петербурга Олегом Куликовым. Эту героиню, открытую, наполненную, по-домашнему теплую, словно лучащуюся внутренним светом, сразу после премьеры назвали одной из главных удач спектакля. Екатерина окончила Казанское театральное училище, пришла в нашу труппу лишь в позапрошлом году и уже показала себя как состоявшаяся актриса, способная говорить о серьезных вещах ненатужно, без надрыва и пафоса. Чеховский мир чересчур прихотлив в своей ломкости и текучести, мерцании и светотени, но артистка быстро нашла в нем собственную нишу и на редкость органично влилась в ту особую атмосферу провинциальной русскости, щемящей, тоскливой, горькой.

Между тем, спектакль «Дядя Ваня» принес коллективу еще две награды. Заслуженная артистка Чувашии Вера Боровкова удостоилась специального диплома жюри за оригинальную трактовку образа Марии Васильевны, а заслуженный артист Чувашии Вадим Валов, сыгравший отставного профессора Серебрякова, получил диплом в номинации «Лучшая роль второго плана». Актер настолько глубоко погружается в материал, что порой начинает казаться, будто ему тесно в том сценическом времени, которое автор «заложил» на его героя, да и зрителям хотелось бы видеть персонажа намного чаще. Наблюдать за тем, как исполнитель «возводит» портрет человека пожившего и при этом избалованного хуже малолетнего ребенка, играя на малейших полутонах и задействовав всю цветовую гамму эмоций и чувств, сплошное удовольствие.

Не обошли вниманием и Чувашский академический драматический театр имени Константина Иванова — его новогодняя сказка «В поисках Большой Медведицы» в постановке Алексея Герасимова названа «Лучшим спектаклем для детей». За основу инсценировки взята история популярной детской писательницы Холли Вебб, где рассказывается о белом медвежонке Пакки и отважной девочке Саре (ее сыграла Елизавета Казначеева, награжденная специальным дипломом жюри за яркий дебют). Обратиться к такому материалу, довольно нетипичному для нашей сцены, все равно, что подлить масла в огонь фантазии, выдумки и экспериментаторства. «Доверяй себе, и тогда у тебя все получится», — говорит один из персонажей произведения, и постановщики четко следуют его совету, буквально купаясь в роскоши всевозможных находок и не ограничивая себя в изобретательности. Прозрачные ледники, напоминающие стены хрустального саркофага, северные олени, пронзающие своими рогами полумрак полярной ночи, теплое снежное иглу, укрывающее от вьюги усталого путника… Образ спектакля завораживает своей выразительностью, экзотичностью и броскостью визуальной картинки.

За «Лучшее музыкальное оформление спектакля» награду получила композитор из Санкт-Петербурга Татьяна Алешина, чья музыка стала одним из главных украшений постановки Светланы Дорожко «Шекспир. Сонеты» в Чувашском театре кукол.

Что же касается номинации «Лучшая сценография», тут победу одержал спектакль Чувашского экспериментального театра драмы «Сашка», оформленный художником из Казани Булатом Ибрагимовым. Режиссер постановки Андрей Аверин, награжденный творческой командировкой Союза театральных деятелей России, подчеркнул, что львиная доля успеха здесь принадлежит еще одному участнику постановочной группы Ильшату Саяхову, разработавшему световую партитуру спектакля. Специальными дипломами жюри за лучший эпизод и актерский ансамбль награждены молодые артисты театра Глеб Карзанов, Иван Сухов и постановка Евгения Евграфова «Каштанка».

Также в числе обладателей специальных дипломов — заслуженный артист Чувашии Николай Сергеев за создание образа ветерана Великой Отечественной войны в спектакле «Аманнă шăпа» (Израненная судьба), поставленном в Чувашском драмтеатре режиссером из Элисты Борисом Манджиевым, и Станислав Мишин за роли в спектаклях Русского драмтеатра «Дядя Ваня» и «В стране невыученных уроков». Кроме того, актер удостоен специальной стипендии для представителей молодежи и студентов «За особую творческую устремленность».
Церемония награждения лауреатов конкурса была выдержана в стилистике античного театра, ведь именно там, в Древней Греции, зародились два основных жанра драматического искусства — трагедия и комедия. Актеры Русского драмтеатра разыграли красочное представление с виноградной лозой и лавровыми венками, хвалебными песнями богу Дионису и искрометными хохмами в лучших традициях театрального капустника, так что каждый из сидящих в зале смог вдоволь посмеяться и почувствовать себя частью грандиозного праздника лицедейства. Фото с сайта Русского драмтеатра
Сайт создан Volin&Petrova - создание сайтов и хостинг.