Экспериментальный Театр Драмы
Экспериментальный театр драмы

СОЗВЕЗДИЕ ВОЛЖСКИХ ТЕАТРОВ В СТОЛИЦЕ ЧУВАШИИ // Лариса Каневская (эксперт конкурса «Узорчатый занавес» - 2025)

15 апреля 2025

Друзья!

С 22 по 27 марта в Чувашии проходил ежегодный республиканский конкурс театрального искусства «Узорчатый занавес», на который свои лучшие постановки традиционно представляют все профессиональные театра республики. Конкурсные спектакли оценивал экспертный совет, состоящий из профессиональных деятелей театрального искусства: театроведы, критики, обозреватели, журналисты, театральные деятели из Санкт-Петербурга (Сергей Ильченко), Москвы (Лариса Каневская), Уфы (Дина Давлетшина), Чебоксар (Любовь Бушуева, Ольга Тургай, Зоя Яковлева).

Мнением некоторых из них, а именно — Ларисы Каневской о спектаклях Экспериментального театра мы делимся с вами.

«КАШТАНКА».

Режиссер — постановщик спектакля Евгений Евграфов собрал прекрасную команду. Художник-постановщик Елена Окилова выстроила в камерном пространстве экспериментального театра некое подобие цирковой арены, где «музыканты» Дарья Барышникова и Лидия Кузнецова) занимают верхние площадки, а основное действие разворачивается прямо на глазах почтенной публики. Музыканты ведут свой рассказ, одновременно аккомпанируя авторскому тексту, иллюстрируя его видео-картинками песочной анимации. Главная героиня спектакля Каштанка (Дарья Мурзакова) — подвижная неунывающая собачка неизвестной породы. Удивительно, как легко режиссер и художник обошлись без звериных шкур и приделанных хвостов. У Каштанки — милый коричневый костюмчик с пелериной, у Гуся (Савелий Виноградов) — белый камзол, у Кота (Глеб Карзанов) — черное мягкое трико, у Свиньи (Екатерина Баканова) — несколько розовых деталей в одежде, плюс, конечно, у всех — выразительный грим одним-двумя штрихами. Воображение зрителей послушно уносится навстречу актерскому перевоплощению.

Каштанка привыкла делить человечество на хозяев, которые, хоть и бьют, но все же родные, и на всех остальных. Потеряв из виду Столяра (Андрей Орлов), растерянная, продрогшая, голодная она уже была готова «застрелиться», но повстречала доброго Циркача (Евгений Евграфов). Добрый человек привел смешную собачку в свой дом, познакомил с новыми друзьями, накормил, отогрел. Заметив ее способности, сделал ей отдельный цирковой номер. Несмотря на новую прекрасную жизнь, Каштанка, не задумываясь, бросилась на первый зов Столяра, случайно оказавшегося на представлении.

В спектакле много остроумных режиссерских ходов, забавных и трогательных мизансцен. Лихо придуман цирковой трюк с «египетской пирамидой», когда Свинья одним касанием поднимает шест с повисшими на нем Котом и Гусем. Пронзительная сцена кончины Гуся заставила некоторых зрителей достать носовые платки.

Спектакль «Каштанка» можно смело рекомендовать для семейного просмотра.

«САШКА».

Честная повесть Вячеслава Кондратьева, прошедшего Великую Отечественную войну, принимавшего личное участие в одном из самых тяжелых боев — под Ржевом, не зря привлекла внимание молодого режиссера Андрея Аверина. Получилась пронзительная современная и своевременная постановка о молодых ребятах в исполнении их ровесников для столь же молодых зрителей военную жизнь в мирное время невозможно представить — она трагичней и ужасней самых страшных снов. Человеку гражданскому немыслимо поверить в то, что творится на войне. Все предположения обрушиваются в тот самый момент, как он оказывается в эпицентре событий. Режиссером точно решена завязка: новобранец Сашка (Иван Сухов), только что призванный в действующую армию, замер, ошеломленный буднями военной службы. Он все еще держит в руке повестку, а ему уже вручают форму, каску, рядом грохочет канонада, кто-то падает подстреленный, раненых и убитых уносят с поля боя — растет гора пустых солдатских сапог.

На крохотной сцене художник-постановщик Булат Ибрагимов сумел выстроить бескрайнюю декорацию с помощью простых деревянных досок. По вздыбленным дорогам этих «наскоро сколоченных» бесконечных деревянных щитов шагают, бегут, ползут, передвигаются бойцы и гражданские. Это броуновское движение выстроено очень четко. На заднем плане — стена с узкими бойницами — прорезями, из которых бьет в глаза то кроваво — красный, то мертвенно — голубой свет (художник по свету Ильшат Саяхов). Оформление спектакля дополнено эффектным видео (дождь, снег, листопад) шум дождя, шуршание листьев, грохот канонады придают дополнительный объем мизансценам, усиливая их достоверность.

Не сразу молодой боец сознает беспощадность страшной военной мясорубки, перемалывающей характеры и судьбы. Вместе с Сашкой зрители переживают крещение огнем и смерть однополчан. Взятие в плен молодого немца (Глеб Карзанов) ставит Сашку перед мучительным выбором: врага ведь надо уничтожить, только парень этот — такой же пацан, его тоже дома ждет девушка, и он совсем не готов умирать. Немец — не фашист, а простой солдат, и в армию, может, пошел не собственной воле — ему тоже страшно на войне и больно видеть смерть. Прикуривая сигарету, он шепчет про себя молитвы и дрожит не от трусости, а от горячего желания молодости — жить, любить, дружить…

Эта сцена невероятно важна: она вызывает щемящее чувство сострадания, воспитывая милосердие. Даже Комбат (Евгений Евграфов), сурово приказывающий застрелить немца, по законам военного времени был вправе расстрелять обоих: немца и своего бойца, не подчинившегося приказу, в решающую минуту вдруг вспоминает родной дом, погибших ребят, и прощает юного Сашку, не сумевшего убить безоружного человека. Благодаря таким комбатам, на войне люди оставались людьми.

Герои спектакля — обычные парни и девчонки, которые могут ошибаться, влюбляться, ссориться, а Смерть (Дарья Мурзакова) неотступно следует за ними, и от этого все становится пронзительней. Сашке, в отличие от товарищей, повезло: он получил легкое ранение в плечо — с такой раной можно хоть на свидание. Красиво выстроена сцена романтического свидания Сашки с медсестрой Зиной (Анастасия Селянкина): влюбленная пара, болтая ногами, сидя на мостике, любуется лунным отражением в покачивающейся воде.

В спектакле много ярких мизансцен, например, таких, как трагическая сцена гибели жизнерадостного солдата Жоры (Владимир Буров), или трагикомическая — в госпитале с Безруким (Александр Володин).

В постановке занято всего одиннадцать артистов (в том числе, из труппы Русского драматического театра), а персонажей на сцене — несчетное количество: советские и немецкие солдаты, работники медсанчасти, беженцы, жители окрестных деревень.

В финале постаревший Сашка (артисту Ивану Сухову не приходится гримироваться — он на глазах превращается в согбенного немощного старика) печально стоит у Ржевского мемориала, где на фоне величественного памятника Советскому солдату бегут нескончаемой строкой фамилии и имена погибших в Великой Отечественной войне. Зал поднимается в едином порыве.

Напомним, что по итогам конкурса у Экспериментального театра драмы несколько наград:

Среди первых объявленных наград был очень значимый приз, который председатель СТД Чувашии вручил режиссеру Андрею Аверину (Русский драматический театр), постановщику спектакля «Сашка» в Чувашском экспериментальном театре драмы за творческий режиссерский поиск и современную трактовку патриотической темы: — творческая командировка в Москву.

Приз за «Лучшую сценографию» вручили спектаклю «Сашка» — художник Булат Ибрагимов (Казань). Режиссер постановки Андрей Аверин, получая награду, отметил также художника по свету Ильшата Саяхова. Спектакль «Сашка» был также отмечен специального диплома жюри за лучший эпизод, сыгранный артистами Глебом Карзановым и Иваном Суховым.

Специальный диплом жюри единогласно присудило актерскому ансамблю спектакля «Каштанка» Чувашского экспериментального театра драмы в постановке Евгения Евграфова.

Благодарим экспертов за высокую оценку деятельности театра и ждем зрителей в театре, чтобы «Любить! Творить! Экспериментировать!»
Сайт создан Volin&Petrova - создание сайтов и хостинг.